Театр и музей: использование приемов театрализации в культурно-образовательной деятельности Народного историко-краеведческого музея Любчанского края

 

Государственное учреждение образования

 «Любчанская средняя школа»

Новогрудского района Гродненской области

 

 

 

Театр и музей: использование приемов театрализации в культурно-образовательной деятельности

Народного историко-краеведческого музея Любчанского края

 

(из опыта работы руководителя музея Борис Татьяны Александровны

тел. 8-029-966-92-98)

 

 

Музей и театр – учреждения, которые связаны с приобщением человека к культуре. Оба являются зрелищем и имеют своего зрителя, представляют культуру развлечения и формируют досуговую сферу общества. В то же самое время театр и музей – не досуговые центры, они несут миссию искусства зрителю, поэтому актуальность постановки проблемы театрализации музейного пространства связана с озабоченностью музейного сообщества по поводу все большего нарастания агрессии «развлекательности» в музее.

В практической деятельности Народного историко-краеведческого музея Любчанского края выделяются три основных аспекта связи музея и театра. Первый аспект связан с театральностью построения музейной экспозиции и музейного пространства. Музейная экспозиция все чаще строится по законам драматургии, на основе сценария, продуцирующего создание художественного образа.

Второй аспект театрализации соотносится с проблемой: музей и образование. Он характеризуется привнесением в его музейно-педагогическую деятельность приемов, характерных для зрелищных искусств: костюмированных персонажей, применение игровых форм, которые выполняют экспрессивную роль. Эти приемы становятся неотъемлемой частью музейных экскурсий и занятий.

Третий аспект театрализации связан с проблемой: музей-зрелище, музей и шоу. Сегодня этот аспект соотносится с масштабным расширением культурно-образовательного пространства музея благодаря созданию на его территории  арт-акций, театральных спектаклей, распространение в музейной практике «живых картин».   

 Но особое внимание в работе Народного историко-краеведческого музея уделяется второму аспекту взаимоотношений «музей–театр», а именно на проблеме театрализации как образовательной технологии, так как именно этот аспект наиболее тесно связан с театральной педагогикой и образовательной деятельностью музея.

Первая точка зрения соотносит театрализацию в музее с импровизацией и представлениями актеров. Метод заключается в разыгрывании сценок из эпохи в соответствующих костюмах на экспозиции. Этот метод театрализации в данном ракурсе заключается в воссоздании и передаче зрителям некоего театрального действия, связанного с экспозицией, в котором соединяются слово, мимика, поза, движение и жест и которые призваны вызывать различные эмоциональные состояния посетителей в музейном пространстве. В этой связи надо отметить, что театрализованная экскурсия является самой распространенной формой работы. В определенный момент экскурсии воспроизводятся диалоги, поступки, традиционные действия, речи людей определенной эпохи. Появление во время экскурсии в подлинных интерьерах среди подлинных вещей живого человека в старинной одежде позволяет посетителю смоделировать образ жизни определенного времени. «Ожившие персонажи» дают посетителям новые эмоциональные и коммуникативные ощущения. С целью более эффективного и доступного осуществления популяризации музейного собрания на экспозициях Народного историко-краеведческого музея  действуют следующие персонажи: грибники – любители тихой охоты (отдел «Природа»), последняя Любчанская помещица Лидия фон Пейкер и ее сын Николай Набоков, будущий белорусско-американский композитор (отдел «Средневековье и Новое время»), гостеприимная хозяйка тетка Аделя (отдел «Народный быт»), первопечатники Любчанской типографии XVIІ ст. – Бластус Кмита и его сыновья (отдел Литературно-революционный), партизанки (отдел «ВОВ»), председатель послевоенного колхоза им. Лысенко (отдел «Сельское хозяйство»), пионеры Любчанской СШ времен СССР (отдел «История школы»), участники открытого арт-пленера по ИЗО (отдел «Живопись и скульптура»)

Вторая точка зрения рассматривает театрализацию как костюмированную игру с посетителями. Театрализация – это импровизационные игры,   протекающие в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, совместное коллективное творчество, погружение в эпоху и проживание в образах. Театрализация в музее является синтезом традиционного театрального действия актеров и интерактивных элементов с непосредственным участием в игровой деятельности посетителей и выполнением ими заданий. Так во время проведения анимационной интерактивной экскурсии «Времен связующая нить» посетителям предлагаются различные коллективные и индивидуальные задания: распознавание голосов птиц Налибокской пущи в отделе «Природа», составление стихотворения «Родина» в Литературно-революционном отделе, мастер – класс по складыванию фронтовых писем – треугольников в отделе «ВОВ», конкурс «Колхозные золушки» в отделе «Сельское хозяйство», песенный флэшмоб «Споем гимн вместе» в отделе «История школы» и создание в импровизированной арт-студии ИЗО художественного полотна «Природа Принеманского края» в отделе «Живопись и скульптура», а также увлекательный словесный аукцион.

Третьей точкой зрения по вопросу сущности театрализации является понимание сущности театрализации как масштабных театрализованных мероприятий в музее, рассчитанных на широкую аудиторию. Для проведения подобного рода мероприятий в Народном историко-краеведческом музее Любчанского края имеется костюмерная с наличием необходимого фонда костюмов, а также звуковое оборудование.  

Организация театрализованных форм в музейном пространстве – достаточно сложное дело. В музее театрализация происходит на экспозиции, а не в зрительном зале, как в театре. Поэтому необходимыми условиями   вписывания театрализации в экспозиционный интерьер музея должны быть   продуманный выверенный текст (исторически точен, речь стилизована), условность предлагаемой ситуации, четкое композиционное построение каждого сюжета, включение слушателей в качестве персонажей в театрализованное действие, возможность проведения театрализации в обычном режиме работы экспозиции.

Как уже отмечалось выше, самой распространенной формой является театрализованная экскурсия. В определенный момент экскурсии воспроизводятся диалоги, поступки, традиционные действия, речи людей определенной эпохи. Но не менее увлекательной  является такая форма как театрализованное представление кукольного театра на экспозиции с использованием перчаточной или обыкновенной куклы.  «Сказка ложь, да в ней намёк» гласит народная мудрость, которой следуют сотрудники Народного историко-краеведческого музея Любчанского края при разработке мероприятий для самых маленьких посетителей. Именно посредством волшебных сказочных образов в стенах музея происходит обогащение краеведческих познаний дошколят и младших школьников. Например, в преддверии праздника Дня Победы в музее можно посмотреть кукольный спектакль «Каша из топора». Главный герой сказки - солдат, возвращающийся с войны в родной поселок, оказывается в гостях у Бабы Яги. Солдатская смекалка помогает перехитрить ему недобрую старушку и пообедать наваристой кашей, сваренной из её запасов. В благодарность служивый человек помогает бабушке по хозяйству в то время, как ведущая рассказывает маленьким зрителям о героях Любчанского края, воевавших с фашистами на фронтах Великой Отечественной войны, и партизанах.   

Еще одной формой театрализации является литературно­музыкальная композиция, основанная на разнообразии музыки и слова. Чаще всего, за основу берется одно какое-либо литературное произведение одного автора и соответственно этому произведению подбирается музыкальный материал.   

Также формой театрализации является театрализованный тематический вечер – сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями. Как правило, вечер бывает посвящен жизни и творчеству выдающихся людей.Традиционными в Народном историко-краеведческом музее стали вечера памяти создателя первой музейной экспозиции, краеведа, историка Н.А. Винора, народного художника Беларуси, уроженца Любчи Н.В. Дучица, белорусско-американского композитора Николая Набокова и т.д.

Формой театрализации, которая может включать в себя все перечисленные выше формы представлений, является массовое театрализованное празднество. Часто такая форма приобретает тип фольклорного праздника с разыгрыванием обрядов, обычаев, ритуальных действий на открытом воздухе. Традиционным для посетителей Народного историко-краеведческого музея Любчанского края стал любимый национальный праздник белорусов Масленица.

Необходимо отметить, что реализация технологии театрализации в музейном пространстве связана с решением целого ряда проблем. Одна из проблем – это трудности с изготовлением, хранением и использованием исторических костюмов, оборудование костюмерной комнаты и содержание костюмера в музее. Вторая проблема – это профессионализм  актеров, в качестве которых выступают зачастую школьники и педагоги.

Главными условиями эффективного проведения театрализации в музее являются: осуществление театрализации на основе подлинного исторического материала экспозиции, включение в театрализацию наиболее ярких, характерных для данной эпохи подлинных экспонатов,  использование приемов театральной педагогики для реализации образовательного контекста театрализации, наличие творческого потенциала для создания сценарных разработок и их воплощения в жизнь.