Порядок оказания ситуационной помощи

ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ПОМОЩИ

ИНВАЛИДАМ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ

В ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

«Любчанская средняя школа имени Л.П.Сечко» 

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

        

  1. Оказание ситуационной помощи, наряду с элементами безбарьерной среды жизнедеятельности, использованием ассистивных устройств и приспособлений, альтернативных форм предоставления услуг (дистанционно, на дому и т.п.), является одним из мероприятий по адаптации объектов и услуг, с учетом особых потребностей инвалидов, что в меньшей степени ведет к изоляции инвалидов, и в большей степени обеспечивает равенство их прав и равное участие в различных сферах жизни общества.
  2. Обеспечение доступа инвалидам  различных  категорий  (далее  – инвалиды) к помещениям Государственного учреждения  образования  «Любчанская средняя школа имени Л.П.Сечко», наравне с другими лицами  возможен в соответствии с разработанным алгоритмом оказания ситуационной помощи.

 

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ

 

         Адаптация  –  приспособление среды жизнедеятельности  с учетом особых  потребностей  инвалидов,  включая  обеспечение  доступности, безопасности,  комфортности  и  информативности  среды жизнедеятельности  посредством  технических  и  организационных решений.

         Ассистивные устройства  и  приспособления  – устройства, приспособления и программы, в том числе технические средства социальной реабилитации (кресла-коляски, трости, костыли, ходунки и т.д.), позволяющие инвалидам улучшить и (или) компенсировать реализацию определенных  функций (зрения, слуха, передвижения, общения и т.п.) и тем самым расширить возможности самостоятельного проживания и участия в жизни общества.

         Безбарьерная  среда  жизнедеятельности – среда, в том числе в зданиях и сооружениях, приспособленная к возможностям инвалидов и создающая  условия для их самостоятельной (без постоянной помощи практически здоровых людей) деятельности. Доступность объектов и услуг – наличие необходимых условий для обеспечения инвалидам равного с другими гражданами доступа в общественные места, здания и сооружения с целью реализации их прав, получения необходимых  услуг  и  осуществления  повседневной жизнедеятельности.

         Жестовый язык – знаковая система, естественно созданная людьми с нарушением слуха и соотносящая понятийное содержание с пространственно-визуальным воспроизведением.

         Инвалид – человек с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими людьми.

Ситуационная помощь – помощь, оказываемая инвалиду персоналом организации, оказывающей услуги, в целях преодоления барьеров, препятствующих ему посещать объекты  и получать необходимые услуги наравне с другими гражданами.

         Ситуационная помощь — это помощь, оказываемая инвалиду в целях преодоления барьеров, препятствующих ему получать все услуги, оказываемые населению, наравне с другими лицами.

         Услуга – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются  в  процессе осуществления этой деятельности.

         Ясный язык  –  форма отображения (воспроизведения) письменной, устной и иной информации, доступная для людей, испытывающих трудности  в ее  восприятии и понимании, предусматривающая преобразование  такой  информации в целях исключения сложных и

заимствованных терминов и понятий, упрощения структуры высказывания, конкретизации, сокращения текста, расположения слов в определенной последовательности.

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ

 

  1. Оказание помощи проводится только с согласия инвалида, после уточнения характера и объема необходимой помощи, порядка ее оказания непосредственно с инвалидом при посещении учреждения образования. При возможности необходимо  уточнять  характер  и  объем необходимой  помощи до посещения  учреждения образования (например, по телефону).
  2. Помощь на входе в ГУО «Любчанская средняя школа имени Л.П.Сечко»  должен уметь оказать любой сотрудник  учреждения. Для оказания  помощи при входе/выходе из учреждения, передвижении внутри учреждения назначаются сотрудники, подготовленные (способные) для оказания помощи.
  3. Оказании помощи должно носить непрерывный характер, т.е. информация о лице, нуждающемся в оказании ситуационной помощи должна передаваться «по цепочке» от одного сотрудника к другому, в соответствии с разработанным алгоритмом.
  4. Оказание помощи не должно причинить вред, не должно навязываться. При оказании помощи необходимо соблюдать нравственно-правовые принципы общения и взаимодействия: уважительность, гуманность, вежливость, неразглашение медицинской тайны, конфиденциальность, невмешательство в сферу личной жизни гражданина, преобладание индивидуального подхода к человеку.
  5. В случае предложения помощи необходимо подождать, пока ее примут, а затем поинтересоваться, что и как делать. К ребенку допустимо обращаться по имени, к взрослому – по имени и отчеству. Обращаться по имени и на «ты», можно только в случае близкого знакомства.
  6. Говорить с посетителем нужно обычным голосом и языком, с инвалидом с нарушениями умственного развития перейти на общение на ясном языке. 
  7. При знакомстве с человеком с инвалидностью и лицами с ограниченными возможностями, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто  пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.
  8. При общении с человеком с нарушениями зрения обязательно представляются все присутствующие. Если общая беседа в группе, не забывать пояснять, к кому в данный момент обращаются.
  9. При общении с инвалидом по слуху обращаться непосредственно к нему, а не к  сопровождающему лицу или  переводчику жестового  языка,  который присутствует при разговоре.
  10. При разговоре с человеком, испытывающим трудности в речевом общении, необходимо быть терпеливым, не поправлять, не перебивать его и не договаривать за него.
  11. Избегать конфликтных ситуаций. Внимательно слушать  человека с  инвалидностью и стараться слышат его. Регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия. Стараться цивилизовано противостоять манипулированию. Обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений.

 

 

ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «Любчанская средняя школа имени Л.П.Сечко»

ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

 

  1. С учетом имеющихся нарушений функций организма, лиц с инвалидностью можно объединить в пять групп:

         лица с двигательными нарушениями;

         лица с нарушением зрения;

         лица с нарушением слуха;

         лица с нарушением речи;

         лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями.

  1. При нахождении инвалида в помещениях учреждения образования ему оказывается ситуационная помощь:

         при входе и выходе из здания;

         при перемещении внутри здания, при подъеме и спуске по лестнице;

         в гардеробе.

  1. Действия сотрудника, обеспечивающего пропускной режим в учреждении образования, при оказании ситуационной помощи инвалиду:

         видит посетителя с ограничением передвижения (на коляске, костылях), с белой тростью, открывает входные двери в учреждение;

         оказывает помощь при входе в здание учреждения;

         уточняет, в какой помощи нуждается инвалид, цель посещения учреждения (в случае, если посещение не определено заранее);

         сообщает ответственному специалисту (дежурному администратору) о посещении учреждения инвалидом с ограничением передвижения, нарушением зрения, слуха;

          до прибытия ответственного специалиста сотрудник, обеспечивающий пропускной режим, направляет инвалида или маломобильного гражданина к месту ожидания и обеспечивает его сопровождение до места ожидания следующими способами:

         инвалиду с нарушением слуха ладонью указывает на стул в зоне ожидания (приглашающий жест) и предлагает на него сесть;

         инвалиду с нарушением зрения сначала дает возможность сориентироваться в пространстве, затем, прикоснувшись к его плечу или руке, предлагает пройти к месту ожидания, сопровождая движение, идя впереди, поддерживая инвалида за локоть/руку, или направляя его словами (немного левее, правее);

         оказывает помощь при выходе из здания учреждения.

  1. Действия ответственного специалиста (Бушмич С.М,заместитель директора по воспитательной работе, дефектолог Мороз Л.Е. (при отсутствии Бушмич С.М.)) при оказании ситуационной помощи инвалиду:

при встрече с инвалидом ответственный специалист должен сообщить свою фамилию, имя, отчество, занимаемую должность и выяснить, по какому вопросу обратился гражданин;

проводить к месту проведения приема посетителей:  личный прием осуществляется в кабинете первого этажа (при сложностях с передвижением посетителя с инвалидностью), или в кабинете руководителя учреждения;

         оказание помощи, в том числе при передвижении, делать только с согласия инвалида, после  уточнения  характера и объема  необходимой помощи, порядка ее оказания непосредственно с инвалидом и в соответствии с общими этическими нормами и правилами  при общении с людьми с инвалидностью;

         сопровождает инвалида на выход из здания учреждения образования.

  1. Все работники учреждения образования должны овладевать навыками коммуникации  с инвалидами различных категорий, в том числе по оказанию ситуационной помощи.